[ на страницу с темами ] [ на главную страницу ]

ВСЕМИРНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ФОРУМ
"Лучшие философские идеи воспитывают,
консолидируют и объединяют Человечество"

ТАБЛИЦА
типов государственного управления
,
разработанная Аристотелем

Известно, что античные философы, вначале Платон, а затем Аристотель, классифицируя типы государственного устройства, разделили их на две группы в зависимости от приоритета ценностей в сознании как стоящих у власти правителей (руководителей), так и всех граждан государства в целом.Первая группа выглядит следующим образом:

Типы государственного правления, отнесённые к разряду ПРАВИЛЬНЫХ государственных устройств

МОНАРХИЯ
(развившаяся в большинстве стран в современную, республиканскую форму - президентское правление)
Государственное устройство, при котором страной правит один, наиболее просвещённый, выделяющийся своей мудростью и другими выдающимися качествами
АРИСТОКРАТИЯ
(развившееся в наши дни в современную, республиканскую форму - парламентское правление)
Государственное устройство, при котором страной правит некое меньшинство, отличающееся разумностью и другими превосходными качествами - лучшие, элита ( от греч.aristos - лучший + kratos - власть)
ПОЛИТИЯ
(соответствующая согласно кратологии {науке о власти} более современному термину НООКРАТИЯ {власть разума} - от греч.nóos - разум + kratos - власть)
Власть образованных граждан - форма общественного управления, при которой, по мнению Аристотеля, правят наиболее разумные граждане в интересах общей пользы, при этом высшие благородные качества и разум присущи большинству сограждан

Основополагающими ценностями данной группы государственных устройств являются разум, позитивные знания, нравственность, высококультурное поведение, патриотизм и т.п., т.е. те качества человека, которые достигаются посредством кропотливого и всестороннего воспитания и просвещения.

Вторая группа, которую Аристотель квалифицировал как отклонения от правильных типов, включает следующие государственные устройства:

Типы государственного правления, квалифицированные Аристотелем как ОТКЛОНЕНИЯ от правильных типов государственных устройств

ТИРАНИЯ
(развившаяся в наши дни в более современную форму - диктаторское правление)
Наиболее очевидное и древнее отклонение, сопутствуемое невежеством народных масс, позволяющих себя угнетать какому-либо маньяку, тирану (от греч. tyrannos) - лицу, насильственно захватившему власть, или жестокому правителю, осуществляющему свою неразумную власть насилием, деспоту
ОЛИГАРХИЯ
(от греч.oligos - немногий, немногочисленный + arche - власть) - развившаяся в наши дни в более современную форму - полиархия, т.е. коррупционно-олигархическое правление
Отклонение, близкое к тирании, допустимое при относительном невежестве или отупении народа, почитающего богатство и позволяющих узурпировать власть небольшому числу безнравственных, далёких от общих интересов людей. Разновидностью олигархии можно считать также и плутократию от греч.plutos - богатство + kratos - сила, власть) - власть небольшой группы наиболее богатых граждан, господство денег
ДЕМОКРАТИЯ
(её разновидности: охлократия - власть толпы; более распространённая в наше время клептократия - склонность недобросовестных лиц, получивших власть, к воровству или присвоению общественного достояния или средств, личному обогащению, коррупции)
Отклонение, характерное для малопросвещённого народа, когда несовершенные системы гражданского воспитания и образования не в силах наделить его в достаточной мере разумом или даже рассудком, чтобы противостоять очевидной несправедливости и изменить ослабляющий государство порядок

В отличие от действительных, подлинных ценностей общественного управления первой группы при государственных устройствах второй превалируют главным образом мнимые ценности - деньги (нажива), имущество (богатство), власть (безудержная жажда политической власти) и т.п. В правильном государственном устройстве эти ценности по своей сути могут быть только вспомогательными, второстепенными элементами механизма (или инструментами) государственного общежития и не должны доминировать. Этого можно достичь лишь благодаря правильному воспитанию и просвещению, в результате чего сознание граждан находится на высоком уровне. Разум, нравственность, высокая культура поведения и патриотизм в неправильных государственных устройствах намеренно предаются забвению и отходят на второй план, а для достижения своих целей недобросовестными правителями используются такие приёмы, как национализм, клерикализация, защита прав человека (без разъяснения самих параметров человека), система двойных стандартов и безрассудная свобода. Раньше фигурировали ещё понятия равенство и братство, но в последние годы о них практически перестали говорить.

В итоге следует констатировать, что, оценивая особенности государственного строительства, Аристотель предлагал признавать правильными, наилучшими только те виды государственного устройства, в которых управление сосредоточено в руках наилучших по разуму и морали. В современной интерпретации это может быть только одна форма общественного самоуправления, а именно:

НООКРАТИЯ {власть разума} -
общественное самоуправление, при котором благодаря превосходному воспитанию, образованию и просвещению ВСЕХ граждан данной страны, а в идеале - ВСЕХ граждан мира, высшие благородные качества и разумность присущи большинству сограждан; политическое устройство - республиканское, где правят только наиболее разумные граждане в интересах общей пользы

Таким образом, НООКРАТИЯ - это ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ самоуправление
ТОЛЬКО превосходно воспитанных, образованных и просвещённых СОГРАЖДАН!!!